Стратегическое значение Арктики для России определяется рядом факторов, но одним из ключевых является наличие значительных природных богатств в этом регионе. По некоторым оценкам, здесь сосредоточено около трети мировых запасов углеводородов.
Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» утверждён документ, который имеет стратегическое значение и для развития нефтегазовой отрасли экономики на этой территории.
Широкий спектр задач, поставленных в этом стратегическом документе, требует адекватного правового регулирования. Это, в свою очередь, побуждает задуматься о разработке концептуального видения основных параметров правовых регуляторов деятельности в Арктике, включая сферу регулирования нефтегазового комплекса.
Представляется логичным, что идея комплексного подхода к недропользованию в регионе должна быть реализована в концепции комплексного системного правового регулирования освоения арктических месторождений. Такой подход способен учесть известные особенности хозяйствования в Арктической зоне Российской Федерации, такие как экстремальные природные условия, глобальные климатические изменения, чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, рисковый характер хозяйственной деятельности и другие.
Существующий порядок недропользования на шельфе российской части Арктики в основном основан на нормах законодательства о недрах, которые устанавливают ряд специальных требований к пользователям недр на участках недр континентального шельфа Российской Федерации и срокам пользования.
При разработке концепции законодательного акта о развитии Арктической зоны России следует учитывать различные факторы, влияющие на деятельность в этом регионе в настоящее время и в ближайшем будущем.
О проблемах правового регулирования проведения государственной экологической экспертизы и подготовки планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по разработке месторождений УВС на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, территориальном море, внутренних морских водах Российской Федерации в своем выступлении рассказал Виталий Мельгунов, заведующий кафедрой горного, земельного и экологического права РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина. Экологические риски, связанные с добычей углеводородов на арктическом шельфе: шумы, разрушение экосистем, загрязнение воды и воздуха, изменение климата, аварийные разливы нефти.
Сергей Шиманский, заместитель начальника управления — начальник отдела геологии нефти и газа Федерального управления по недропользованию, предложил решения для воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородных ресурсов на арктическом шельфе: синхронизация планов полевых работ за счет средств ФБ и средств недропользователей (сейсморазведка и структурно-стратиграфическое бурение); создание единых подходов к обработке и интерпретации полученных материалов; разработка единых геолого-геофизических моделей для комплексной оценки перспектив нефтегазоносности РФН и НРФН.
Инна Верещагина, ООО «Газпромнефть-Экспертные решения», подробно осветила вопрос создания искусственных островов на континентальном шельфе РФ. Инна Владимировна заключила, что в данный момент существует острая необходимость в разработке консолидированных и однозначных разъяснений положений нормативно-правовых актов, которые будут применяться всеми участниками правоотношений.
Денис Никишин, ФГКУ «Росгеолэкспертиза», заместитель директора по правовым вопросам, выделил основные задачи цифровизации управления недропользованием: формирование цифровой экосистемы недропользования для повышения степени интеграции данных и удобства их использования; повышение качества информации о состоянии минерально-сырьевой базы; принятие решений на основе актуальных непротиворечивых данных сокращение сроков и снижение административных барьеров; широкие возможности для анализа, моделирования, прогнозирования, использования технологий искусственного интеллекта; качественное межведомственное информационное взаимодействие и встраивание в общий контур цифрового госуправления.
«OMR 2024» продолжит свою работу до 11 октября.
Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» утверждён документ, который имеет стратегическое значение и для развития нефтегазовой отрасли экономики на этой территории.
Широкий спектр задач, поставленных в этом стратегическом документе, требует адекватного правового регулирования. Это, в свою очередь, побуждает задуматься о разработке концептуального видения основных параметров правовых регуляторов деятельности в Арктике, включая сферу регулирования нефтегазового комплекса.
Представляется логичным, что идея комплексного подхода к недропользованию в регионе должна быть реализована в концепции комплексного системного правового регулирования освоения арктических месторождений. Такой подход способен учесть известные особенности хозяйствования в Арктической зоне Российской Федерации, такие как экстремальные природные условия, глобальные климатические изменения, чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, рисковый характер хозяйственной деятельности и другие.
Существующий порядок недропользования на шельфе российской части Арктики в основном основан на нормах законодательства о недрах, которые устанавливают ряд специальных требований к пользователям недр на участках недр континентального шельфа Российской Федерации и срокам пользования.
При разработке концепции законодательного акта о развитии Арктической зоны России следует учитывать различные факторы, влияющие на деятельность в этом регионе в настоящее время и в ближайшем будущем.
О проблемах правового регулирования проведения государственной экологической экспертизы и подготовки планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по разработке месторождений УВС на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, территориальном море, внутренних морских водах Российской Федерации в своем выступлении рассказал Виталий Мельгунов, заведующий кафедрой горного, земельного и экологического права РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина. Экологические риски, связанные с добычей углеводородов на арктическом шельфе: шумы, разрушение экосистем, загрязнение воды и воздуха, изменение климата, аварийные разливы нефти.
Сергей Шиманский, заместитель начальника управления — начальник отдела геологии нефти и газа Федерального управления по недропользованию, предложил решения для воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородных ресурсов на арктическом шельфе: синхронизация планов полевых работ за счет средств ФБ и средств недропользователей (сейсморазведка и структурно-стратиграфическое бурение); создание единых подходов к обработке и интерпретации полученных материалов; разработка единых геолого-геофизических моделей для комплексной оценки перспектив нефтегазоносности РФН и НРФН.
Инна Верещагина, ООО «Газпромнефть-Экспертные решения», подробно осветила вопрос создания искусственных островов на континентальном шельфе РФ. Инна Владимировна заключила, что в данный момент существует острая необходимость в разработке консолидированных и однозначных разъяснений положений нормативно-правовых актов, которые будут применяться всеми участниками правоотношений.
Денис Никишин, ФГКУ «Росгеолэкспертиза», заместитель директора по правовым вопросам, выделил основные задачи цифровизации управления недропользованием: формирование цифровой экосистемы недропользования для повышения степени интеграции данных и удобства их использования; повышение качества информации о состоянии минерально-сырьевой базы; принятие решений на основе актуальных непротиворечивых данных сокращение сроков и снижение административных барьеров; широкие возможности для анализа, моделирования, прогнозирования, использования технологий искусственного интеллекта; качественное межведомственное информационное взаимодействие и встраивание в общий контур цифрового госуправления.
«OMR 2024» продолжит свою работу до 11 октября.
10 октября на форуме будет объявлен Днём НИЦ «Курчатовский институт».