Новости форума OMR. Всё о судостроении и освоении Арктического шельфа

На форуме обсудили вопросы правового регулирования освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа

Стратегическое значение Арктики для России определяется рядом факторов, но одним из ключевых является наличие значительных природных богатств в этом регионе. По некоторым оценкам, здесь сосредоточено около трети мировых запасов углеводородов.

Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» утверждён документ, который имеет стратегическое значение и для развития нефтегазовой отрасли экономики на этой территории.

Широкий спектр задач, поставленных в этом стратегическом документе, требует адекватного правового регулирования. Это, в свою очередь, побуждает задуматься о разработке концептуального видения основных параметров правовых регуляторов деятельности в Арктике, включая сферу регулирования нефтегазового комплекса.

Представляется логичным, что идея комплексного подхода к недропользованию в регионе должна быть реализована в концепции комплексного системного правового регулирования освоения арктических месторождений. Такой подход способен учесть известные особенности хозяйствования в Арктической зоне Российской Федерации, такие как экстремальные природные условия, глобальные климатические изменения, чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, рисковый характер хозяйственной деятельности и другие.

Существующий порядок недропользования на шельфе российской части Арктики в основном основан на нормах законодательства о недрах, которые устанавливают ряд специальных требований к пользователям недр на участках недр континентального шельфа Российской Федерации и срокам пользования.

При разработке концепции законодательного акта о развитии Арктической зоны России следует учитывать различные факторы, влияющие на деятельность в этом регионе в настоящее время и в ближайшем будущем.

О проблемах правового регулирования проведения государственной экологической экспертизы и подготовки планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по разработке месторождений УВС на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, территориальном море, внутренних морских водах Российской Федерации в своем выступлении рассказал Виталий Мельгунов, заведующий кафедрой горного, земельного и экологического права РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина. Экологические риски, связанные с добычей углеводородов на арктическом шельфе: шумы, разрушение экосистем, загрязнение воды и воздуха, изменение климата, аварийные разливы нефти.

Сергей Шиманский, заместитель начальника управления — начальник отдела геологии нефти и газа Федерального управления по недропользованию, предложил решения для воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородных ресурсов на арктическом шельфе: синхронизация планов полевых работ за счет средств ФБ и средств недропользователей (сейсморазведка и структурно-стратиграфическое бурение); создание единых подходов к обработке и интерпретации полученных материалов; разработка единых геолого-геофизических моделей для комплексной оценки перспектив нефтегазоносности РФН и НРФН.

Инна Верещагина, ООО «Газпромнефть-Экспертные решения», подробно осветила вопрос создания искусственных островов на континентальном шельфе РФ. Инна Владимировна заключила, что в данный момент существует острая необходимость в разработке консолидированных и однозначных разъяснений положений нормативно-правовых актов, которые будут применяться всеми участниками правоотношений.

Денис Никишин, ФГКУ «Росгеолэкспертиза», заместитель директора по правовым вопросам, выделил основные задачи цифровизации управления недропользованием: формирование цифровой экосистемы недропользования для повышения степени интеграции данных и удобства их использования; повышение качества информации о состоянии минерально-сырьевой базы; принятие решений на основе актуальных непротиворечивых данных сокращение сроков и снижение административных барьеров; широкие возможности для анализа, моделирования, прогнозирования, использования технологий искусственного интеллекта; качественное межведомственное информационное взаимодействие и встраивание в общий контур цифрового госуправления.

«OMR 2024» продолжит свою работу до 11 октября.
10 октября на форуме будет объявлен Днём НИЦ «Курчатовский институт».
2024