Новости форума OMR. Всё о судостроении и освоении Арктического шельфа

25 лет Глобальной морской системе связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ)

1 февраля 2024 г. международное морское сообщество отмечает 25-летие внедрения Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания/Global Maritime Distress Safety System (ГМССБ/GMDSS).

В соответствии с Протоколом 1988 года к «Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (СОЛАС-74 / SOLAS-74, «International Convention for the Safety of Life at Sea») оборудование для ГМССБ внедрялось на судах и береговых объектах поэтапно в период с 1 февраля 1992 года по 31 января 1999 года.

С 1 февраля 1999 года в связи с вводом системы ГМССБ и в целях выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 г. N 813 «О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности» все суда и береговые объекты, подпадающие под требования Международной конвенции СОЛАС-74, должны иметь соответствующее своему району плавания оборудование ГМССБ, призванное обеспечивать быструю и своевременную передачу и прием оповещений о бедствии, а также высокую эффективность проведения поисково-спасательных операций.

Напомним,
Об аварийно-спасательном обеспечении судоходства в акватории Северного морского пути мы поговорим 8 — 11 октября в рамках конференционной программы «OMR 2024».
Ознакомится с подробной программой

К теме:
Радио для спасения человеческих жизней на море начали использовать с самого начала его изобретения. Первая попытка объединения усилий мирового морского сообщества для охраны человеческой жизни на море (СОЛАС-14), была предпринята в канун первой мировой войны.

В частности, предлагалось ввести обязательную радиовахту на частоте 500 кГц, суда с количеством людей на борту более 50 человек оснастить двумя радиоустановками (главной и аварийной). Дальность связи с помощью главной радиоустановки должна была быть не менее 100 морских миль. Аварийная радиостанция должна была питаться от аккумуляторов, обеспечивающих ее работу в течение 6 часов, и обеспечивать дальность связи 50 — 80 миль.

Известные события начала ХХ века не позволили осуществить эти планы. Только СОЛАС-29 обязал ввести радиовахту в диапазоне СВ на частоте 500 кГц с использованием азбуки Морзе на пассажирских судах и грузовых судах валовой вместимостью 1600 регистровых тонн и более. СОЛАС-48 ввел требование по несению радиовахты на частоте 2182 кГц в режиме радиотелефонии для судов валовой вместимостью 300−1600 регистрационных тонн.

Конвенция СОЛАС-74 обязала все суда, находящиеся в море, нести слуховую радиовахту в режиме радиотелефонии на частотах УКВ и ПВ диапазонов (156.8 МГц и 2182 кГц соответственно).

Свойства радиоволн, указанных выше диапазонов, не позволяют обеспечивать глобальную радиосвязь. Поэтому в общем случае суда в открытом море могли рассчитывать на помощь только других судов, находящихся на расстоянии 100−150 миль и принявших сигналы с просьбой о помощи.

Ограниченность дальности действия средств связи, а также человеческий фактор, снижали эффективность использования радиосвязи для охраны человеческой жизни на море. В связи с этим Международная Морская Организация (ИМО) в 1988 г. провела Конференцию договаривающихся правительств Международной Конвенции СОЛАС-74, на которой были приняты поправки к Конвенции, касающиеся радиосвязи, связанные с внедрением Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ).

К этому времени широкое распространение получили системы спутниковой связи, обеспечивающие быструю и достоверную связь независимо от расстояния, а также буквопечатающая радиосвязь (УБПЧ), вытесняющая азбуку Морзе. Была разработана система цифрового избирательного вызова (ЦИВ), позволяющая отказаться от несения слуховой радиовахты.

Главное отличие концепции ГМССБ от старой системы связи при бедствии заключается в следующем:

  • четкое взаимодействие между поисково-спасательными организациями разных стран;
  • сообщения о бедствии предназначаются в первую очередь морским СКЦ, тесно взаимодействующим между собой, имеющим возможность оповещения других судов в районе бедствия и координации их действий при проведении спасательных операций;
  • судно, терпящее бедствие, имеет возможность непосредственно оповещать суда, находящиеся вблизи места бедствия используя другие средства связи;
  • обеспечение судов информацией по безопасности мореплавания осуществляется централизованно, с использованием общих каналов, как наземной радиосвязи, так и спутниковой связи;
  • вахтенный помощник капитана является радиооператором на судне.

Действия капитанов судов, оборудованных в соответствии с требованиями ГМССБ, в критических ситуациях определяются следующей схемой:
Поэтапное внедрение ГМССБ началось с 1992 года:

  • с 1 августа 1993 года - все суда оборудованы приемниками НАВТЕКС, спутниковыми радиобуями
  • с 1 февраля 1995 года - вновь строящиеся суда должны удовлетворять требованиям ГМССБ
  • с 1 февраля 1999 года - все суда должны удовлетворять требованиям ГМССБ.

Следует отметить, что ГМССБ ориентирована, главным образом, на связь с использованием оповещений и сигналов бедствия, срочности и безопасности, которая в дальнейшем для краткости будет именоваться аварийной. Вся иная радиосвязь называется радиосвязью общего назначения или общественной радиосвязью.

Для нужд общественной радиосвязи новые технологии связи внедрялись по мере их появления, и будут внедряться, в основном, в зависимости от уровня экономического развития отдельных стран, независимо от ГМССБ.
Отраслевые новости