Новости форума OMR. Всё о судостроении и освоении Арктического шельфа

Мостик для судов "соберут" в Москве за 650 млн. рублей

650 млн рублей выделил Минпромторг ЦНИИ «Курс» на#nbsp;разработку комплекта радио- и#nbsp;навигационного оборудования для#nbsp;отечественных судов.

Отдельные виды радиостанций и#nbsp;навигационной техники в#nbsp;России выпускаются, но#nbsp;судостроителям нужно, чтобы всё это работало в#nbsp;единой системе. Придумать, как собрать оборудование в#nbsp;одно целое, и#nbsp;сделать опытный образец за#nbsp;два года должен московский ЦНИИ «Курс».

Субсидия для 66 позиций

В конце 2022 года Минпромторг РФ подвёл итоги конкурса на разработку отечественного судового оборудования, которым необходимо заменить зарубежные аналоги. Делать это надо быстро, поскольку многие иностранные поставщики ушли из России, а на верфях заложено много гражданских судов.
Минпромторг выделил на импортозамещение 17 млрд рублей субсидий, которые были распределены между 34 предприятиями.
Всего ведутся разработки по 66 позициям. Одна из них — комплексная система радио и навигационного оборудования. Её также называют "интегрированным мостиком". В России производят отдельные образцы такой техники (Минпромторг считает их вполне конкурентоспособными), но в большинстве случаев закупку такого оборудования в судостроении производят полным комплектом, в который входит весь перечень техники, соответствующий правилам Российского морского регистра судоходства.

Конкурировать было сложно

© Пресс-служба компании "Радар ММС"
В#nbsp;России раньше не#nbsp;строили интегрированные мостиковые системы, поскольку отечественным предприятиям очень сложно конкурировать с#nbsp;мировыми лидерами, рассказал начальник Центра импортозамещения судового оборудования (входит в#nbsp;ЦНИИ «Курс») Дмитрий Стоянов.
«Перед ними весь мировой рынок. За#nbsp;счёт серийного производства, большой выручки они могут больше денег вкладывать в#nbsp;НИОКР, в#nbsp;модернизацию своего оборудования. Масштаб отечественных производителей с#nbsp;ними несопоставим. И#nbsp;самое главное#nbsp;— нет единого интегратора»,#nbsp;— говорит Стоянов.
Сейчас на#nbsp;рынке существует довольно много разрозненных позиций элементов навигационного мостика отечественной разработки. Кто-то производит радиостанции, кто-то РЛС, объясняет Дмитрий Стоянов. Но#nbsp;мостик должен быть единым интегрированным комплексом. Раньше такие комплексы делал «Транзас». Однако финская компания Wärtsilä летом 2022 года продала ООО#nbsp;«Транзас Навигатор» российскому менеджменту и#nbsp;прекратила предоставлять этому предприятию услуги и#nbsp;поставлять запчасти.
Не#nbsp;только отдельные части мостика, но#nbsp;и#nbsp;сами навигационные мостики в#nbsp;России производили и#nbsp;производят, уточнил генеральный директор компании «ССГ Навигация» Сергей Губернаторов.
«Другое дело, что их#nbsp;делают под определённые проекты судов. Например, „Радар ММС“ строит мостики для#nbsp;своих „Метеоров“. Поэтому говорить, что у#nbsp;нас вообще ничего нет, было#nbsp;бы некорректно. Но#nbsp;под конкретные типы судов мостик нужно адаптировать или разработать в#nbsp;соответствии с#nbsp;современными версиями международных стандартов. Они предъявляют к#nbsp;мостику порядка 25 различных требований, и#nbsp;все должны быть удовлетворены. Мы#nbsp;в#nbsp;2021 году писали новую версию требований Российского классификационного общества к#nbsp;типовому ряду электронных картографических систем. В#nbsp;документе почти 300 листов. Пока по#nbsp;этим требованиям не#nbsp;сертифицирована ни#nbsp;одна система, но, думаю, что в#nbsp;2023 году это произойдёт»,#nbsp;— говорит Губернаторов.

Проще разработать с нуля

ЦНИИ «Курс» сам предложил Минпромторгу сделать работу, которая будет обобщать все имеющиеся отечественные возможности.
«Мы#nbsp;хотим собрать всё в#nbsp;одну „песочницу“, чтобы судовладельцы и#nbsp;верфи не#nbsp;бегали по#nbsp;рынку и#nbsp;не#nbsp;искали приборы, которые между собой не#nbsp;будут взаимодействовать, потому что нужно единое#nbsp;ПО и#nbsp;нужна единая система управления. Бывает проще разработать что-то с#nbsp;нуля, чтобы оно сразу заработало и#nbsp;взаимодействовало друг с#nbsp;другом. Вот эта интеграционная роль по#nbsp;объединению#nbsp;— самая амбициозная задача»,#nbsp;— говорит Стоянов.
Авторы программы стоят перед выбором: какую долю иностранной компонентной базы использовать. Если большую — проблему можно решить быстро. А можно уходить в долгие исследования, начинать с компонентной базы, чтобы получить высокий уровень локализации.
«Мы, конечно#nbsp;же, понимаем, что нам эту дыру нужно закрыть здесь и#nbsp;сейчас. В#nbsp;течение двух-трёх лет. При этом у#nbsp;нас есть обязательство, по#nbsp;которому 80% от#nbsp;стоимости всей компонентной базы, используемые для#nbsp;реализации этой работы, должно находиться в#nbsp;Реестре российской промышленной продукции. То#nbsp;есть соглашение по#nbsp;умолчанию определяет уровень локализации не#nbsp;менее 80%. В#nbsp;части прибористики#nbsp;— это довольно высокий процент. Как вы#nbsp;понимаете, не#nbsp;вся электронная компонентная база представлена в#nbsp;России. Но#nbsp;мы#nbsp;под этим подписались и, конечно#nbsp;же, будем выполнять. Сейчас идёт проектная проработка, определение, где и#nbsp;что взять, что есть в#nbsp;Реестре, чего нет»,#nbsp;— рассказывает Стоянов.
По мнению Сергея Губернаторова, наиболее серьёзная задача — это разработка программного обеспечения.
"Здесь не получится просто взять какой-то серийный радар и вставить его в мостик. Надо чтобы все компоненты отдельных навигационных систем между собой "дружили". То есть программное обеспечение каждой из этих отдельных подсистем фактически должно быть разработано вместе с ядром мостика, просто протоколами связи не обойтись. В мире ведь неслучайно не так много производителей мостиков. Это компании, которые самостоятельно разрабатывают практически все основные компоненты оборудования", — говорит Губернаторов.
В целом, по мнению Губернаторова, отечественный интегрированный навигационный мостик — вполне посильная задача для российских разработчиков. За два-три года всё можно сделать, уверен он.
В проектировании будет участвовать НПО "Аврора", которое входит в состав Корпорации морского приборостроения, объясняет Дмитрий Стоянов. Государство до конца 2024 года будет компенсировать расходы на разработку и внедрение критических видов оборудования. Готовый продукт должен появиться на рынке в 2025 году.

НАПОМНИМ:
12−15 сентября в Санкт-Петербурге в рамках форума RAO/CIS Offshore 2023 пойдёт разговор о «Цифровых технологиях для Арктики и континентального шельфа России, потребностях в создании и развитии цифровой IT-инфраструктуры, средств связи и телекоммуникации».

Подробная программа и регистрация делегатов доступны на официальном сайте мероприятия.
СПРАВКА:
Интегрированная мостиковая система (ИМС)#nbsp;— это сопряжённые в#nbsp;единый комплекс системы судовождения и#nbsp;управления судном. В#nbsp;состав ИМС, как правило, входят электронные картографические навигационные системы, радары и#nbsp;средства для#nbsp;отображения радиолокационной информации, система управления положением и#nbsp;движением судна, регистратор данных о#nbsp;рейсе, аппаратура автоматической идентификационной системы, система приёма карт прогноза погоды, система приёма данных об#nbsp;общей морской обстановке.
По материалам Алексея Горпинченко MASHNEWS
2023-02-27 09:00 Отраслевые новости