Новости форума OMR. Всё о судостроении и освоении Арктического шельфа

Мостик для судов "соберут" в Москве за 650 млн. рублей

650 млн рублей выделил Минпромторг ЦНИИ «Курс» на разработку комплекта радио- и навигационного оборудования для отечественных судов.

Отдельные виды радиостанций и навигационной техники в России выпускаются, но судостроителям нужно, чтобы всё это работало в единой системе. Придумать, как собрать оборудование в одно целое, и сделать опытный образец за два года должен московский ЦНИИ «Курс».

Субсидия для 66 позиций

В конце 2022 года Минпромторг РФ подвёл итоги конкурса на разработку отечественного судового оборудования, которым необходимо заменить зарубежные аналоги. Делать это надо быстро, поскольку многие иностранные поставщики ушли из России, а на верфях заложено много гражданских судов.
Минпромторг выделил на импортозамещение 17 млрд рублей субсидий, которые были распределены между 34 предприятиями.
Всего ведутся разработки по 66 позициям. Одна из них — комплексная система радио и навигационного оборудования. Её также называют "интегрированным мостиком". В России производят отдельные образцы такой техники (Минпромторг считает их вполне конкурентоспособными), но в большинстве случаев закупку такого оборудования в судостроении производят полным комплектом, в который входит весь перечень техники, соответствующий правилам Российского морского регистра судоходства.

Конкурировать было сложно

© Пресс-служба компании "Радар ММС"
В России раньше не строили интегрированные мостиковые системы, поскольку отечественным предприятиям очень сложно конкурировать с мировыми лидерами, рассказал начальник Центра импортозамещения судового оборудования (входит в ЦНИИ «Курс») Дмитрий Стоянов.
«Перед ними весь мировой рынок. За счёт серийного производства, большой выручки они могут больше денег вкладывать в НИОКР, в модернизацию своего оборудования. Масштаб отечественных производителей с ними несопоставим. И самое главное — нет единого интегратора», — говорит Стоянов.
Сейчас на рынке существует довольно много разрозненных позиций элементов навигационного мостика отечественной разработки. Кто-то производит радиостанции, кто-то РЛС, объясняет Дмитрий Стоянов. Но мостик должен быть единым интегрированным комплексом. Раньше такие комплексы делал «Транзас». Однако финская компания Wärtsilä летом 2022 года продала ООО «Транзас Навигатор» российскому менеджменту и прекратила предоставлять этому предприятию услуги и поставлять запчасти.
Не только отдельные части мостика, но и сами навигационные мостики в России производили и производят, уточнил генеральный директор компании «ССГ Навигация» Сергей Губернаторов.
«Другое дело, что их делают под определённые проекты судов. Например, „Радар ММС“ строит мостики для своих „Метеоров“. Поэтому говорить, что у нас вообще ничего нет, было бы некорректно. Но под конкретные типы судов мостик нужно адаптировать или разработать в соответствии с современными версиями международных стандартов. Они предъявляют к мостику порядка 25 различных требований, и все должны быть удовлетворены. Мы в 2021 году писали новую версию требований Российского классификационного общества к типовому ряду электронных картографических систем. В документе почти 300 листов. Пока по этим требованиям не сертифицирована ни одна система, но, думаю, что в 2023 году это произойдёт», — говорит Губернаторов.

Проще разработать с нуля

ЦНИИ «Курс» сам предложил Минпромторгу сделать работу, которая будет обобщать все имеющиеся отечественные возможности.
«Мы хотим собрать всё в одну „песочницу“, чтобы судовладельцы и верфи не бегали по рынку и не искали приборы, которые между собой не будут взаимодействовать, потому что нужно единое ПО и нужна единая система управления. Бывает проще разработать что-то с нуля, чтобы оно сразу заработало и взаимодействовало друг с другом. Вот эта интеграционная роль по объединению — самая амбициозная задача», — говорит Стоянов.
Авторы программы стоят перед выбором: какую долю иностранной компонентной базы использовать. Если большую — проблему можно решить быстро. А можно уходить в долгие исследования, начинать с компонентной базы, чтобы получить высокий уровень локализации.
«Мы, конечно же, понимаем, что нам эту дыру нужно закрыть здесь и сейчас. В течение двух-трёх лет. При этом у нас есть обязательство, по которому 80% от стоимости всей компонентной базы, используемые для реализации этой работы, должно находиться в Реестре российской промышленной продукции. То есть соглашение по умолчанию определяет уровень локализации не менее 80%. В части прибористики — это довольно высокий процент. Как вы понимаете, не вся электронная компонентная база представлена в России. Но мы под этим подписались и, конечно же, будем выполнять. Сейчас идёт проектная проработка, определение, где и что взять, что есть в Реестре, чего нет», — рассказывает Стоянов.
По мнению Сергея Губернаторова, наиболее серьёзная задача — это разработка программного обеспечения.
"Здесь не получится просто взять какой-то серийный радар и вставить его в мостик. Надо чтобы все компоненты отдельных навигационных систем между собой "дружили". То есть программное обеспечение каждой из этих отдельных подсистем фактически должно быть разработано вместе с ядром мостика, просто протоколами связи не обойтись. В мире ведь неслучайно не так много производителей мостиков. Это компании, которые самостоятельно разрабатывают практически все основные компоненты оборудования", — говорит Губернаторов.
В целом, по мнению Губернаторова, отечественный интегрированный навигационный мостик — вполне посильная задача для российских разработчиков. За два-три года всё можно сделать, уверен он.
В проектировании будет участвовать НПО "Аврора", которое входит в состав Корпорации морского приборостроения, объясняет Дмитрий Стоянов. Государство до конца 2024 года будет компенсировать расходы на разработку и внедрение критических видов оборудования. Готовый продукт должен появиться на рынке в 2025 году.

НАПОМНИМ:
12−15 сентября в Санкт-Петербурге в рамках форума RAO/CIS Offshore 2023 пойдёт разговор о «Цифровых технологиях для Арктики и континентального шельфа России, потребностях в создании и развитии цифровой IT-инфраструктуры, средств связи и телекоммуникации».

Подробная программа и регистрация делегатов доступны на официальном сайте мероприятия.
СПРАВКА:
Интегрированная мостиковая система (ИМС) — это сопряжённые в единый комплекс системы судовождения и управления судном. В состав ИМС, как правило, входят электронные картографические навигационные системы, радары и средства для отображения радиолокационной информации, система управления положением и движением судна, регистратор данных о рейсе, аппаратура автоматической идентификационной системы, система приёма карт прогноза погоды, система приёма данных об общей морской обстановке.
По материалам Алексея Горпинченко MASHNEWS
Отраслевые новости