Тренд первый: сокращение числа вакансий
Число вакансий, размещенных в профобласти судостроения в России в период с апреля по июнь текущего года не превысило 2 200 штук. Если перейти от абсолютных цифр к динамике, то количество предложений о работе во 2-ом квартале 2020 года по отношению к аналогичному кварталу прошлого года сократилось на 45%, хотя еще в январе-марте прирост составлял 8% к 1-му кварталу 2019 года.
Сравнение с январем 2017 года демонстрирует, что такого роста спроса, как в июне и сентябре 2019 года, в этом году в сфере судостроения не наблюдалось. Максимальный рост вакансий к январю 2017 года отмечался в марте – на 441%. Далее в апреле и в мае активность работодателей резко снизилась, и лишь в июне 2020 года предприятия начали активнее набирать персонал (+242%).
Учитывая нестабильность спроса, доля вакансий с уклоном в судостроение в сфере производства за прошедший год сократилась: по России с 3% до 2%, по Санкт-Петербургу – с 7% до 6%, по СЗФО – с 7% до 5%.
Тренд второй: Петербург и Приморье лидируют по числу вакансий
Больше всего предложений о работе для “судостроителей” из разных регионов страны за минувший квартал было открыто для кандидатов Петербурга (25%) Приморского края (11%), Крыма (7%), Нижегородской области (6%), Москвы и Московской области (5% и 4% соответственно). Доля вакансий, приходящихся на Краснодарский и Хабаровский край, Ростовскую и Астраханскую области в совокупности не превысила 12% в общей региональной структуре рынка труда.
С другой стороны, судя по активности соискателей на hh.ru, основная рабочая сила сосредоточена в Петербурге (44% от всех резюме во 2-ом квартале 2020 года), Москве и Нижегородской области (по 6%), Астраханской области и Приморского края (по 4%). Еще 3% резюме приходится на потенциальных работников сферы судостроения из Калининградской области. Почти треть резюме в России разместили представители отрасли из других регионов.
Тренд третий: востребованы квалифицированные рабочие и инженеры
Сварщики, токари, операторы станков, инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, слесари, мастера — эти специалисты возглавили список самых востребованных в профобласти судостроения по итогам 2-го квартала в России.
С учетом того, что определенная часть вакансий относилась к работе вахтовым методом, средний предлагаемый заработок по некоторым позициям существенно превысил зарплатные ожидания соискателей. Речь идет о токарях и сварщиках. С другой стороны, финансовые ожидания в резюме инженеров, операторов станков и мастеров куда выше того, что могут предложить работодатели в вакансиях.
В разрезе самых популярных профессий самыми высокооплачиваемыми в России стали сварщики (85 000 рублей в среднем), токари (67 500 рублей), и операторы станков (55 000 рублей). Чуть ниже уровень предлагаемого дохода у инженеров различных специализаций — 50 000 рублей. Слесари могут в среднем рассчитывать на 45 000 рублей, мастера — на 44 250 рублей.
Тренд четвертый: предлагаемые зарплаты в отрасли растут
Средние предлагаемые зарплаты в отрасли судостроения, по данным “Карты вакансий”, за три месяца выросли на 1 484 рубля и в апреле-июне достигли 58 965 рублей. Для сравнения: во 2-ом квартале 2019 года предложение в вакансиях для специалистов из разных сфер не превышало 51 724 рублей. На ситуацию в зарплатном поле во многом повлияло сокращение сегмента предложений о работе для линейного персонала, в котором предлагаемый заработок был невысок
Тренд пятый: уровень конкуренции в регионах рекордно низкий
О балансе спроса и предложения в профобласти судостроения говорить пока не приходится. В Петербурге, принимая во внимание сниженную динамику вакансий, уровень конкуренции среди специалистов равен 3,4 резюме на одну активную вакансию, но в других регионах страны, включая Северо-Запад, до подобных показателей еще далеко. В среднем на одно предложение о работе приходится два резюме, хотя ситуация по отдельным профессиям может сильно различаться.