13 сентября в рамках форума состоялась сессия «Создание современного флота для освоения Арктической зоны и континентального шельфа».
Участники круглого стола дали обзор современного состояния судостроительной отрасли России, в части производства судов и морской техники для нужд Арктики по таким сегментам, как ледокольный, транспортный, портовый и дноуглубительный флот, выявили преимущества и ограничения ведущих проектных, судостроительных и судоремонтных предприятий и организаций, дали оптимистичный прогноз по количественным параметрам развития судостроения с учетом индикативных показателей освоения Арктической зоны России и СМП.
Тархов Александр Владиславович, заместитель генерального директора по флоту и капитальному строительству «Газпром Флот» подробно освятил вопрос организации строительства и ремонта судов на предприятиях Российской Федерации.
Директор НТФ «Судотехнология» В. К. Ханухов выступил с сообщением о проектном обосновании исследовательских судов.
В завершении сессии участники сошлись во мнении, что без продуманной стратегии системное развитие арктических территорий невозможно. Северный морской путь является стержнем развития всего транспорта и логистики в Арктике. И необходимо понимать еще один принцип: СМП не может существовать в отрыве от промышленных проектов. Логистика и транспорт в Арктике — это сервис по транспортировке углеводородов, биоресурсов, продукции минерально-сырьевого комплекса и любых других грузов и товаров.
Безусловно, сложная экономическая ситуация, в которой находится Россия, потребует очень напряженной работы по освоению высоких широт. Вряд ли стоит в ближайшее время ждать значительного роста транзитного грузопотока по СМП, хотя такой потенциал, безусловно, существует. В краткосрочной и среднесрочной перспективе Северный морской путь будет решать внутриэкономические задачи России. Речь идет прежде всего о вывозе добытых природных ресурсов и перемещении их к рынкам сбыта. Ряд добычных нефтегазовых проектов, которые являются ключевыми для формирования грузовой базы СМП, может сдвинуться по срокам из-за прекращения поставок импортного оборудования.