Ускоренное освоение Арктической зоны России и увеличение грузооборота Северного морского пути (СМП) выступают в качестве приоритетов экономического развития страны. Важнейшим условием достижения поставленных целей является расширение ледокольного, грузового и вспомогательного флота. Участники круглого стола дали обзор современного состояния судостроительной отрасли России в части производства судов и морской техники для нужд Арктики по таким сегментам, как ледокольный, транспортный, портовый и дноуглубительный флот, выявили преимущества и ограничения ведущих проектных, судостроительных и судоремонтных предприятий и организаций, дали оптимистичный прогноз по количественным параметрам развития судостроения с учетом индикативных показателей освоения Арктической зоны России и СМП.
Тархов Александр Владиславович, заместитель генерального директора по флоту и капитальному строительству «Газпром Флот» подробно освятил вопрос организации строительства и ремонта судов на предприятиях Российской Федерации.
Калинина Надежда Викторовна, и. о. зав. кафедрой «Кораблестроение и авиационная техника» НГТУ им. Р.Е. Алексеева, рассказала об экспериментально-теоретических исследованиях ледовой ходкости судов. Исследования проводятся при поддержке гранта РНФ № 22-19-00376 «Экспериментально-теоретическое исследование полуэмпирических моделей взаимодействия судов со льдом».
Руководитель направления автоматизированных систем управления эксплуатацией ЗАО «Си Проект», Александр Александрович Гончаров, поднял вопрос о построении структуры цифровых решений для организации эффективной системы ИЛП.
Морская Транспортная Система, обеспечивающая «Северный завоз» и инфраструктурные объекты, разрознена и малоэффективна в силу слабого обеспечения необходимым флотом и недостаточно развитой портовой инфраструктурой вдоль трассы Севморпути. Илья Вадимович Щербаков (ООО ПКБ "ПЕТРОБАЛТ») и Виктор Васильевич Чугунов (ООО «Арктические морские технологии») представили проект «Автономный Плавучий Комплекс». За счет модульной компоновки трюмного пространства, Комплекс, может практически круглогодично (до 9 месяцев в году) использоваться как судно снабжения по программе «Северного завоза», так и судна обеспечения строительных работ. При использовании его по программе «Северного завоза» он способен перевозить до 1000 TEU в трюме и до 120 TEU на палубе. Кроме того, при небольшой модификации трюмного пространства, Комплекс может выполнять функции плавучей Базы обеспечения буровых работ на арктическом шельфе по снабжению ПБУ в течении всего бурового сезона и ее ледовой защите в рамках системы УЛО.
Селютин Кирилл Сергеевич, начальник управления судостроения и морской техники АО «Атомэнергомаш», рассказал о концептуальном проекте полупогружного судна транспортировки плавучих энергоблоков.
Будущее развитие атомной энергетики тесно связано с малой мощностью. Первая в мире АЭС, атомный ледокольный флот, единственная в мире плавучая теплоэлектростанция – в основе каждого из этих проектов лежат российские малые реакторные технологии. Атомные станции малой мощности – оптимальное решение для стабильного и экологически чистого энергообеспечения потребителей на отдаленных от центральных энергосетей территориях, а также для замены старых электростанций с повышенным объемом выбросов СO2 в атмосферу. Такие станции обладают целым рядом преимуществ в дополнение к традиционным плюсам атомной генерации. Антон Георгиевич Вербицкий, АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», представил преимущества микроАЭС СВГТ-1 «Арктика» для удалённых арктических объектов.
В завершении сессии участники сошлись во мнении, что без продуманной стратегии системное развитие арктических территорий невозможно. Северный морской путь является стержнем развития всего транспорта и логистики в Арктике. И необходимо понимать еще один принцип: СМП не может существовать в отрыве от промышленных проектов. Логистика и транспорт в Арктике — это сервис по транспортировке углеводородов, биоресурсов, продукции минерально-сырьевого комплекса и любых других грузов и товаров.
Безусловно, сложная экономическая ситуация, в которой находится Россия, потребует очень напряженной работы по освоению высоких широт. Вряд ли стоит в ближайшее время ждать значительного роста транзитного грузопотока по СМП, хотя такой потенциал, безусловно, существует. В краткосрочной и среднесрочной перспективе Северный морской путь будет решать внутриэкономические задачи России. Речь идет прежде всего о вывозе добытых природных ресурсов и перемещении их к рынкам сбыта. Ряд добычных нефтегазовых проектов, которые являются ключевыми для формирования грузовой базы СМП, может сдвинуться по срокам из-за прекращения поставок импортного оборудования.
Однако есть и такие проекты, влияющие на загрузку Северного морского пути, воплощение которых в жизнь западные санкции только ускорили. Примером могут служить новые стандарты для российской нефтегазодобывающей промышленности, разработкой которых занимается Институт нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ), к которому присоединились уже восемь российских энергетических компаний и семь зарубежных Существующая экономическая ситуация заставляет заниматься этим вопросом более интенсивно. Например, многие стандарты, разработку которых планировалось закончить к 2025 году, будут завершены гораздо раньше.
Форум «OMR 2022» продлится в Санкт-Петербурге до 16 сентября.
Напомним:
Форум по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа — «OMR 2022» проводится по поручению заместителя председателя правительства Российской Федерации А. В. Новака. В программу мероприятий включены выставка, конференционная программа, Молодёжная сессия, Биржа импортозамещения, технические семинары на предприятиях Санкт-Петербурга.
Поддержку мероприятию оказывают:
Генеральный спонсор — ПАО «Газпром»,
Спонсор круглого стола — ООО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ ШЕЛЬФ»,
Спонсор круглого стола «Арктическая и морская медицина» — ООО «МЕДПЛАНТ»,
Спонсор Молодёжной сессии — ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск».
Официальное информационное агентство — Федеральное Агентство Новостей.