В последние годы перевозки грузов по СМП в конце октября — начале ноября проходили достаточно гладко. Однако в этом году ситуация изменилась. На конец октября большая часть удаленных районов Арктики оказалась покрыта морскими льдами. И белый покров стремительно становится все толще, затрудняя навигацию.
Ледовая обстановка в акватории Северного морского пути с 31 октября по 2 ноября. Карта: aari.ru
Судя по ледовым картам, значительная часть моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря покрыта морским льдом толщиной более 15 см. В восточной части Восточно-Сибирского моря есть участки с однолетними льдами толщиной до 70 см, а также с двухметровыми многолетними льдами.
В числе судов, находящихся сейчас в восточном секторе СМП, есть два нефтеналивных танкера и значительное количество сухогрузов. Среди последних — три судна, перевозящих железную руду из Канады в Китай, и два судна с железной рудой из Мурманска.
Танкеры «Андрей Первозванный» и «Владимир Русанов» доставляли нефть в удаленный поселок Певек на побережье Чукотки. У причалов в Певеке до сих пор находятся еще четыре судна, которые могут столкнуться с проблемами при возвращении оттуда.
Poolgracht идет в западном направлении в составе каравана с UHL Flash и UHL Faith
Несколько судов меняли курс в поисках убежища и попытке обойти тяжелые участки. Голландское судно большой грузоподъемности Poolgracht в конце октября доставило груз на газовый проект «Новатэка» на Гыданском полуострове и должно было вернуться в Китай. Вместо этого сейчас судно идет на запад в составе каравана во главе с атомным ледоколом «Таймыр». В его составе также суда UHL Flash и UHL Faith. По состоянию на 8 ноября суда прошли пролив Вилькицкого в Карское море.
Оба судна компании United Heavy Lift GmbH идут из Китая и в последние две недели испытывали большие трудности с преодолением льдов. Данные о движении судов показывают, что оба шли по маршруту зигзагом.
UHL Vision — одно из судов, пытающихся преодолеть СМП
Обоим судам UHL присвоен ледовый класс Arc4, и они отстают от графика как минимум на две недели. По плану UHL Flash должно было прибыть в Роттердам 1 ноября.
Третье судно компании — UHL Fusion — сейчас находится в одиночестве севернее Новосибирских островов.
Примерно в 500 километрах восточнее UHL Fusion находится новейший балкер Nordic Nuluujaak, перевозящий руду из залива Милн на севере Канады. Он идет вместе с судном Golden Suek. Рядом находятся еще рудовоза — Nordic Quinngua и Golden Pearl.
Еще один сухогруз — «Адмирал Шмидт» — ждет помощи ледокола, чтобы пройти сквозь толстые льды к югу от острова Врангеля. По другую сторону ледяного пролива находится финское судно Kumpula.
Может случиться так, что в итоге часть находящихся здесь судов нарушит российские правила судоходства. У большинства из них нет разрешения на плавание в толстых морских льдах без ледокольного сопровождения. К тому же как минимум одно судно вот-вот превысит разрешенное время пребывания на СМП. Танкер «Андрей Первозванный» может находиться здесь только до 9 ноября.
В худшем случае некоторым судам, возможно, придется провести здесь недели и месяцы. В 2017 году три судна почти на всю зиму остались в ледовом плену в Певеке. Они не могли самостоятельно выбраться из толстых местных льдов, а атомные ледоколы «Росатомфлота» были заняты на других участках Севморпути.
Сегодня на обширной акватории моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря работает только один атомный ледокол. В начале ноября «Вайгач» привел несколько судов в Певек и с тех пор находится в этом районе. По состоянию на 8 ноября ледокол помогает «Андрею Первозванному» и «Владимиру Русанову» пройти восточную часть Восточно-Сибирского моря.
Его одноклассник «Таймыр» занят проводкой судов по ледяному проливу Вилькицкого.
Эти два ледокола предназначены для работы на мелководье и в основном используются в районе Обской губы и Енисейского залива.
Тем временем самый новый и мощный российский ледокол «Арктика» все еще стоит в Санкт-Петербурге, где был на ремонте. «Ямал» и «50 лет Победы» пришвартованы в Мурманске.
Сложные навигационные условия сложились несмотря на необычайно теплую октябрьскую погоду. По данным Росгидромета, октябрь оказался намного теплее обычного — на большей части побережья российской Арктики температура превышала норму на 2−4 градуса.
При этом в регионе наблюдаются сильные ветра. По информации Администрации СМП, в первую неделю ноября здесь бушевали шторма с порывами ветра до 30 м/с.
Сложная ледовая обстановка на СМП вызывают тревогу, поскольку к зиме 2023−2024 годов грузовая навигация по маршруту должна стать круглогодичной, а к 2030 году планируется увеличить объемы перевозки грузов до 150 млн тонн в года.
Atle Staalesen
The Barents Observer