Новости форума OMR. Всё о судостроении и освоении Арктического шельфа

Гидрометеорологическое обеспечение транспортной сети Арктической зоны

8 октября в рамках международной конференции по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа OMR прошел круглый стол на тему «Гидрометеорологическое обеспечение транспортной сети Арктической зоны».

Модератором встречи выступил директор ГНЦ РФ ААНИИ Александр Сергеевич Макаров.

В мероприятии приняли участие ведущие эксперты в области гидрометеорологии, представители научного сообщества, транспортной отрасли, нефтегазодобывающих компаний и государственных структур.

Основной целью круглого стола стало обсуждение современных вызовов и перспектив гидрометеорологического обеспечения транспортной инфраструктуры Арктической зоны, которая играет важную роль в освоении Арктики и развитии Северного Морского Пути. Во время круглого стола были представлены доклады, охватывающие широкий спектр тем.

Александр Сергеевич Трушин, представитель АО «НПП «Салют», рассказал о морском береговом автоматизированном гидрометеорологическом комплексе, разработанном для условий Арктики — буе ледового класса. Такие комплексы позволят оперативно отслеживать погодные и ледовые условия, что критически важно для обеспечения безопасности судоходства и защиты инфраструктуры.

Александр Викторович Юлин из ФГБУ «ААНИИ» представил систему прогнозирования ледовых условий в морях российской Арктики для устойчивого развития хозяйственной деятельности и судоходства. Он отметил, что в 2023 году грузооборот по Северному морскому пути достиг 36 миллионов тонн, а на 2024 год было запланировано увеличение грузопотока до 72 миллионов тонн. Изменения климата влияют на навигацию в этом регионе. И хотя фактические объемы могут быть несколько ниже, Юлин подчеркнул важность бережного отношения к экосистеме Арктики.

Ирина Анатольевна Бычкова из ФГБУ «ААНИИ» рассказала о спутниковых методах мониторинга скорости дрейфа айсбергов в море Лаптевых, объяснив, что такие айсберги (в среднем их бывает около 5000 в год) представляют серьезную угрозу для судоходства. Для безопасности чрезвычайно важно отслеживать и информировать как о размерах айсбергов, так и скорости и направлении их дрейфа. Всё это возможно благодаря спутниковым системам.

Анастасия Сергеевна Кессель из Центра морских исследований МГУ имени М. В. Ломоносова представила разработку ЦМИ — комплексное гидрометеорологическое программное обеспечение. Она подробно описала функционал разработанных систем, включающих модели океана, атмосферы и волнения, которые могут моделировать все сектора Арктики и Дальний Восток, включая Охотское и Берингово моря.

Эдуард Семенович Зубченко из АО «ГНИНГИ» рассказал о создании единой отсчетной поверхности глубин для морских акваторий на Северном морском пути, что позволит стандартизировать гидрометеорологические исследования и улучшить навигацию.

Андрей Юрьевич Шаронов из ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова описал технологии гидрометеорологического обеспечения и ледовой разведки, которые активно используются для обеспечения навигации по Северному морскому пути.

В завершение круглого стола участники пришли к выводу о необходимости усиления взаимодействия между государственными и частными структурами, чтобы обеспечить устойчивое и безопасное развитие транспортной сети Арктической зоны в условиях изменяющегося климата. Арктический институт выразил готовность к сотрудничеству с заинтересованными сторонами в рамках перспективных проектов и разработок.

2024-10-09 14:00 2024