Новости форума OMR. Всё о судостроении и освоении Арктического шельфа

Технические средства и технологии освоения нефтегазовых месторождений акваторий Арктической зоны

14 сентября обширную деловую программу международного форума OMR 2022 продолжила сессия «Технические средства и технологии освоения нефтегазовых месторождений акваторий Арктической зоны».


Основными препятствиями в области производства технических средств и подводных комплексов для освоения шельфа являются сложность природно-климатических условий российских арктических морей и большое количество континентальных месторождений с относительно легко извлекаемыми углеводородами, разработка которых полностью покрывает потребности внутреннего и зарубежного рынков.


Алексей Иванович Новиков, заместитель начальника Управления ПАО «Газпром», в своем докладе «Подводные технологии и технические средства освоения месторождений углеводородов и добычи полезных ископаемых на шельфе» рассказал о том, что за последние 20 лет специализированными компаниями накоплен значительный опыт организации и проведения подводно-технических работ. Однако, научных и технических разработок в области технологий, технических средств и устройств, видимых как в периодической печати, так и в специализированных изданиях не наблюдается. Компании, в основном, пользуются оборудованием и технологиями разработанными и изготовленными за рубежом. Нормативная документация создаваемая в рамках деятельности компаний, в основном опирается на документы системы International Organization for Standardization (ISO).


Ирина Львовна Благовидова, АО «ЦКБ «Коралл», рассказала об особенностях проектирования стационарных МНГС для условий эксплуатации Обско-Тазовской губы. Важнейшими аспектами в проектировании Ирина Львовна назвала глубину, грунт и ледовые нагрузки.


Сложный вопрос правового статуса морских нефтегазовых объектов для освоения континентального шельфа подняла в своем докладе Елена Александровна Гаврилина (МГИМО МИД России), чем вызвала оживленную дискуссию среди слушателей. Учитывая тот факт, что в Российской Федерации статус морской стационарной платформы законодательно не определен, МСП может быть квалифицирована (в зависимости от позиции того или иного государственного надзорного органа) как «объект гражданской морской техники» или как «объект капитального строительства». Для государственной регистрации МСП необходимо получение классификационного свидетельства (классификационные требования) и свидетельств о соответствии требованиям международных конвенций ИМО.


Об опыте и перспективах проектирования морской техники для освоения арктического шельфа Российской Федерации силами АО «ЦКБ «Коралл» в условиях импортозамещения рассказал Петр Николаевич Прилуцкий. ЦКБ «Коралл» выполняет проектирование всех типов морских буровых установок, строительных самоподъемных площадок, судов снабжения, плавучей базы комплексного обеспечения буровых работ, плавучих кранов различной грузоподъемности, стационарных морских ледостойких отгрузочных причалов, трубоукладочных судов, строительных платформ и барж.


Необходимо понимать, что при решении проблем функционирования перечисленных элементов инновационной нефтегазовой инфраструктуры целесообразно опираться не только на отечественные разработки, но и обязательно учитывать и использовать положительный опыт иностранных компаний. Скорость развития и создания перспективных технических средств освоения шельфа, эффективность и безопасность шельфовых проектов в арктических морях определяют финансово-организационные условия и правовые механизмы.


Конгрессная программа продолжит свою работу до 16 сентября.


Поддержку мероприятию оказывают:

Генеральный спонсор — ПАО «Газпром»,

Спонсор круглого стола — ООО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ ШЕЛЬФ»,

Спонсор круглого стола «Арктическая и морская медицина» — ООО «МЕДПЛАНТ»,

Спонсор Молодёжной сессии — ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск».

Официальное информационное агентство — Федеральное Агентство Новостей.
2022